Концепция патриотического воспитания молодежи

Патриотическое воспитание — важнейшая задача ДОСААФ России

Цель нашей оборонной организации — морально и психологически подготовить российскую молодежь к защите Отечества, привить ей верность конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокую гражданскую ответственность. Для этого был создан 21 центр военно-патриотического воспитания, с учениками и курсантами образовательных учреждений, воспитанниками детских домов проводятся уроки мужества и другие военно-патриотические мероприятия.

Концепция патриотического (военно-патриотического) воспитания молодежи в Общероссийской общественно-государственной организации “Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России” на период до 2020 года

 

  1. Общие положения

 

Концепция патриотического (военно-патриотического) воспитания молодежи в Общероссийской общественно-государственной организации “Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России ” (далее – Концепция) определяет:

место и роль военно-патриотического воспитания граждан в ДОСААФ России в общефедеральной системе подготовки граждан Российской Федерации к военной службе;

цели, задачи и основные направления деятельности ДОСААФ России по патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан;

основные направления взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, Русской Православной Церковью, мусульманскими, иудейским, буддистскими и иными традиционными для России конфессиями, общественными организациями.

Концепция принята в развитие, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 года № 134-р Концепции федеральной системы подготовки граждан к военной службе.

 

Правовую основу Концепциисоставляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне»,  Федеральный  закон   Российской   Федерации  от

10 июля 1992 N 3266-1 «Об образовании», Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 года № 973 «Об Общероссийской общественно-государственной организации “Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России”», а также Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службена период до 2020 г., Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации 2003 г., Концепция военно-патриотического воспитания молодежи 1998 г. и иные нормативные правовые акты, в том числе заключенные ДОСААФ России Соглашения о сотрудничестве.

Концепция принята во исполнение решений, принятых на заседании президиума  Государственного  совета   Российской  Федерации  22  апреля

2009 года по допризывной подготовке и заседании Государственного совета «О молодёжной политике в Российской Федерации» 17 июля 2009 года.

Настоящая Концепция является базовым документом по планированию развития системы военно-патриотического воспитания в ДОСААФ России на период до 2020 года. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти и общественных объединений.

Актуальность разработки концепции обусловлена:

принятием руководством страны решения о построении на основе ДОСААФ России федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе;

наделением ДОСААФ России государственной задачей по патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан;

необходимостью разработки научно обоснованных понятий и определений, основных организационных и методических положений, а также форм, направлений и сфер военно-патриотического воспитания молодежи структурами ДОСААФ России.

Концепция является методологической основой для разработки Программы военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к военной службе  в ДОСААФ России, а также разрабатываемых в соответствии с ее требованиями и положениями региональных программ военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к военной службе.

Концепция ориентирована на развитие у молодежи патриотического сознания, высокой гражданственности, формирования отношения к Защите Отечества как к Священному Долгу и Священной Обязанности Гражданина Российской Федерации.

II. Состояние военно-патриотического воспитания молодежи в Российской Федерации в современных условиях и тенденции её развития

Военно-патриотическое воспитание допризывной молодежи, являясь неотъемлемой составной частью патриотического воспитания граждан Российской Федерации, представляет собой многоплановую систематическую целенаправленную и скоординированную деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к его Защите как важнейшей конституционной обязанности в отстаивании национальных интересов Российской Федерации и обеспечении ее военной безопасности перед лицом внешних и внутренних угроз.

В настоящее время в системе патриотического воспитания граждан Российской Федерации должное внимание уделяется развитию духовности, нравственности, гражданственности, привитию уважения к своей истории, многонациональной культуре и другим ценностям нашего общества.

Вместе с тем существующая в настоящее время в Российской Федерации система военно-патриотического воспитания граждан не в полной мере обеспечивает стоящие перед страной задачи по формированию у молодежи отношения к Защите Отечества как к Священному Долгу и Священной Обязанности Гражданина Российской Федерации, формированию положительной мотивации к военной службе.

В современных условиях именно военно-патриотическое воспитание является одним из основных факторов воспитания гражданственности, обеспечения военной безопасности и мобилизационной готовности нации.

В Российской Федерации до настоящего времени не сложилась единая система военно-патриотического воспитания граждан и подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах страны. Имеющиеся в федеральном законодательстве льготы и преимущества для граждан, занимающихся в военно-патриотических объединениях, реализуются не в полном объеме и не создают у молодежи устойчивую сознательную мотивацию к прохождению военной службы.

Одной из основных причин низкого качества подготовки молодого пополнения, поступающего в войска,  продолжает оставаться низкий уровень морально-психологического состояния основной массы граждан, призванных на военную службу, связанный с отсутствием осознанной мотивации к прохождению военной службы. За последнее десятилетие численность граждан, уклоняющихся от призыва на военную  службу,  уменьшилась с 38,5 тыс. (осень 1999 года) до 5,3 тыс. (осень 2008 года), тем не менее этот показатель остается высоким.

Начиная с первой половины 1990-х годов в большинстве государственных институтов образовательной, культурной, научной и других сфер не осуществляется военно-патриотическое воспитание в связи с отсутствием необходимых объемов государственной поддержки. С принятия государственных программ по патриотическому воспитанию граждан и разработки аналогичных программ во многих субъектах Российской Федерации ситуация начала исправляться.

На региональном уровне военно-патриотическим воспитанием в рамках реализации программ патриотического воспитания занимаются органы по делам молодежи и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Анализ объемов финансирования указанных региональных программ свидетельствует о существенных различиях между субъектами Российской Федерации, говорит о большой разнице подходов их руководства к проблеме патриотического воспитания граждан и характеризует соответствующий уровень эффективности деятельности участников военно-патриотического воспитания в регионах.

Отдельные военно-патриотические объединения (клубы) сохранились, адаптировались к новым рыночным условиям, но не имеют единой скоординированной программы военно-патриотического воспитания, распределены по субъектам Российской Федерации неравномерно и охватывают своей деятельностью лишь незначительную часть граждан.

Учебно-материальное и техническое обеспечение деятельности основных субъектов военно-патриотического воспитания – военно-патриотических клубов (объединений) - является неудовлетворительным особенно в дотационных субъектах Российской Федерации и в сельской местности.

Из всей системы военно-патриотического воспитания граждан только ДОСААФ России удалось сохранить разветвленную организационную структуру, представленную практически во всех субъектах Российской Федерации, обладающую материально-технической базой и достаточным кадровым ресурсом. Вместе с тем состояние учебно-материальной базы ДОСААФ России не соответствует современным требованиям. Большая её часть была сформирована в советский период и требует глубокой и серьезной модернизации.

При условии сокращения численности призывного контингента, изменения его качественных характеристик (увеличение количества граждан, призываемых из средних специальных и высших учебных заведений), без создания современной системы военно-патриотического воспитания как составной части всей системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе в ближайшем будущем может возникнуть ситуация, когда потребности Вооруженных Сил Российской Федерации будут удовлетворяться на 60 процентов, а в перспективе – на 50 процентов, что является одной из наиболее серьезных угроз национальной безопасности Российской Федерации.

Таким образом, сложившаяся в стране система военно-патриотического воспитания как важнейшего составного элемента системы  подготовки граждан к военной службе не отвечает современным требованиям, необходимым для обеспечения  безопасности и обороноспособности государства, формирования у молодежи осознанной мотивации к Защите Родины  как к высшей форме проявления гражданственности и патриотизма и требует модернизации.

Основным направлением данной модернизации является создание на базе ДОСААФ России  как основы федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и одного из составных элементов системы обеспечения национальной и военной безопасности Российской Федерации новой общероссийской системы военно-патриотического воспитания, при этом отдельные мероприятия должны начинаться со школьной скамьи.

III. ДОСААФ России как головной субъект военно-патриотического воспитания допризывной молодежи в  Российской Федерации

В настоящее время ДОСААФ России является общественно-государственной организацией, для которой военно-патриотическое воспитание граждан определено в качестве государственной задачи. Опираясь на разветвленную федеральную сеть первичных, местных и региональных отделений, образовательных учреждений, спортивно-технических и аэроклубов, а также создаваемых на базе оборонного общества Центров военно-патриотического воспитания и подготовки к военной службе должен стать основным координатором деятельности субъектов военно-патриотического воспитания в Российской Федерации.

Приоритетная и определяющая роль ДОСААФ России в военно-патриотическом воспитаниироссийской молодежи подтверждается следующими основными факторами:

особым статусом ДОСААФ России как основы федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, позволяющим объединить ресурс федеральных и региональных органов государственной власти с потенциалом общественных организаций;

участием в деятельности ДОСААФ России основных федеральных министерств, отвечающих за военно-патриотическое воспитания граждан (Минобороны России, Минобрнауки России, Минспорттуризма России), органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

наделением ДОСААФ России государственной задачей по патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан, которое заключается в подготовке к Защите Отечества и военной службе и которое сохраняет свою историческую преемственность в течение более восьмидесяти лет;

наличием необходимых ресурсов для успешного выполнения различных, в том числе и многоплановых, задач в сфере военно-патриотического воспитания, охвата большей части призывной молодежи;

разветвленной организационной структурой ДОСААФ России, которая включает свыше 22 тысяч республиканских, краевых, областных, местных и первичных отделений во всех субъектах Российской Федерации;

наличием разветвленной общероссийской сети образовательных учреждений, спортивных клубов, секций технического творчества, радиосекций и радиокружков,  позволяющей разрабатывать и реализовывать федеральные, региональные и местные образовательные, спортивные и военно-патриотические программы на всей территории Российской Федерации;

наличием разветвленной аэродромной и автодромной сети, морских школ, позволяющих массово развивать наиболее популярные и востребованные молодежью экстремальные виды спорта как составного элемента военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки;

созданием во всех регионах Российской Федерации совместно с органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления Центров военно-патриотического воспитания и подготовки к военной службе;

способностью решать не только задачи военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к военной службе, но и принимать участие в решении других социально значимых проблем российского общества (борьба с беспризорностью, создание условий для социализации и самореализации подростков и юношей, профилактика алкоголизма, наркомании, детской преступности и др.) в качестве общефедерального субъекта молодежной политики Российской Федерации;

наличием источников финансирования из федерального, регионального бюджетов, их эффективного использования при жестком контроле за расходованием средств со стороны органов государственной власти Российской Федерации;

наличием собственных средств массовой информации (журнал «Военные знания»), активным развитием современных форм и методов коммуникаций в глобальной сети «Интернет», позволяющей охватывать большие объемы молодежной аудитории.

Таким образом, ДОСААФ России располагает всеми возможностями, чтобы уже в ближайшей перспективе организовать свою деятельность по ряду наиболее важных направлений в военно-патриотическом воспитании и подготовке молодежи к военной службе, а также стать в ближайшей перспективе методическим и координационным центром всей военно-патриотической работы в Российской Федерации.

IV. Цели, принципы, задачи и основные направления военно-патриотического воспитания молодежи в ДОСААФ России на период   до 2020 года

Целями новой системы военно-патриотического воспитания граждан в ДОСААФ России являются:

формирование у молодежи допризывного возраста моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности Конституционному и Воинскому Долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности;

создание условий для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации морально и психологически подготовленными гражданами, обладающими положительной мотивацией к прохождению военной службы;

снижение количества граждан, не соответствующих требованиям военной службы и уклоняющихся от службы в армии в соответствии с требованиями и параметрами, определенными в Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года.

Новая система военно-патриотического воспитания граждан Российской Федерации в ДОСААФ России должна основываться на следующихпринципах:

комплексность решения задач по военно-патриотическому воспитанию граждан – мероприятия в этой сфере должны охватывать все направления (образование, занятия спортом и техническим творчеством, подготовка по военно-учетным специальностям);

концентрация на приоритетах – определение наиболее перспективных и современных форм и методов военно-патриотического воспитания, позволяющих наиболее эффективно воздействовать на основную целевую  группу ДОСААФ России – детей и молодежь в возраста от 7 до 30-35 лет;

массовость – система военно-патриотического воспитания в ДОСААФ России должна охватывать большую часть детей и молодежи Российской Федерации, начиная со школьного возраста, большую часть лиц, уволенных в запас, а также значительную часть граждан, занимающихся спортом;

системность – военно-патриотическое воспитание в ДОСААФ России должно строиться на целостной системе мер, объединяющих потенциал федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, образовательных учреждений всех уровней, спортивных и технических организаций, общественных объединений, направленных на военно-патриотическое воспитание и подготовку граждан России к военной службе;

инновационность – проводимые и реализуемые в ДОСААФ России мероприятия и программы по военно-патриотическому воспитанию должны базироваться на современных технологиях и коммуникациях, обеспечивающих максимальный и адресный охват населения России;

дифференцированность – военно-патриотическоле воспитание в ДОСААФ России должно максимально эффективно воздействовать на различные социальные, национальные и демографические группы населения, исходя из специфики конкретного региона;

скоординированность – ДОСААФ России должен взять на себя роль координатора деятельности большинства субъектов военно-патриотического воспитания на территории Российской Федерации.

Основными задачами военно-патриотического воспитания в ДОСААФ России являются:

создание на базе ДОСААФ России как основы федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе общероссийской системы военно-патриотического воспитания граждан, объединения вокруг ДОСААФ на добровольной основе большей части военно-патриотических детских и молодежных объединений, секций, клубов;

создание совместно с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, другими федеральными министерствами и ведомствами, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления Центров военно-патриотического воспитания и подготовки к военной службево всех субъектах Российской Федерации;

разработка совместно с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, другими федеральными министерствами и ведомствами, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления Программы военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к военной службе  в ДОСААФ России (на основе данной Концепции), ежегодных планов совместной работы по данному направлению;

внесение совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации в федеральные  государственные образовательные стандарты образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования изменений, касающихся повышения качества военно-патриотического воспитания, в том числе преподавания в Центрах военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки,  образовательных учреждениях ДОСААФ России предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;

внесение изменений в федеральные нормативные правовые акты (федеральные законы, нормативные правовые акты органов государственной власти и т.д.) с целью совершенствования законодательной базы деятельности  ДОСААФ России в сфере военно-патриотического воспитания; совершенствование внутренней правовой базы оборонного общества;

организация взаимодействия с Русской Православной Церковью, другими традиционными конфессиями с целью объединения усилий по духовно-нравственному и военно-патриотическому воспитанию, выработке единых подходов и образовательных программ для преподавания в Центрах военно-патриотического воспитания и подготовки к военной службе в образовательных учреждениях ДОСААФ России;

организация взаимодействия с Всероссийской политической партией «Единая Россия» как стратегическим партнером и союзником ДОСААФ России, другими партиями и общественными объединениями по разработке совместных планов, мероприятий и проектов по военно-патриотическому воспитанию;

организация взаимодействия и разработка совместных программ с казачьими обществами по допризывной подготовке молодежи;

организация взаимодействия с комитетами родителей военнослужащих (солдатских матерей), ветеранскими организациями с целью создания системы содействия молодому человеку в подготовке, службе в Вооруженных Силах и последующей адаптации к гражданской жизни;

издание и распространение военно-патриотической литературы, электронных и печатных средств массовой информации, специализирующейся на военно-патриотической тематике;

создание на базе ДОСААФ России общероссийской сети поисковых отрядов;

создание военно-патриотических медиа-программ, активное использование возможностей «Интернета» для работы с молодежной аудиторией;

инициировании научных исследований и научных разработок в сфере военно-патриотического воспитания в ДОСААФ России, создание специализированного научно-методического совета по совершенствованию форм и методов военно-патриотического воспитания в ДОСААФ России;

внедрение в учебный процесс  современных обучающих технологий, игровых методов, сочетание мероприятий по военно-патриотическому воспитанию с занятиями экстремальными военно-прикладными, авиационными и техническими видами спорта.

Реализация вышеперечисленных задач позволит сформировать у молодежи допризывного возраста моральную и психологическую готовность к защите Отечества, верность Конституционному и Воинскому Долгу в условиях мирного и военного времени, высокую гражданскую ответственность. Это позволит  обеспечить поддержание высокого уровня морально-психологического состояния призывного контингента, его крепкой дисциплины и сплоченности, обеспечивающих постоянную готовность к выполнению поставленных задач в условиях военной службы.

 

V. Информационное обеспечение реализации Концепции

 

Информационное обеспечение реализации Концепции предполагает использование данных государственной статистики, итогов переписей населения, первоначальной постановки граждан на воинский учет и их призыва на военную службу.

Особое значение для информационного обеспечения  реализации Концепции, оценки эффективности и адресности проводимых ДОСААФ России мероприятий по военно-патриотическому воспитанию имеют данные социологических исследований, контент-анализа электронных и печатных СМИ.

Необходимо также создание единой федеральной базы данных общественных организаций, занимающихся военно-патриотической деятельностью.

Обеспечивать информационную поддержку военно-патриотического воспитания в ДОСААФ России предполагается посредством

активного использования возможностей соответствующих структур (пресс-служб, ведомственных СМИ и т.д.) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

расширения социальной рекламы в средствах массовой информации, (на билбордах, стендах и т.д.);

издания книг, брошюр, буклетов, газет и иных печатных изданий по вопросам военно-патриотического воспитания в ДОСААФ России;

участия в выставках, экспозициях, создания собственного передвижного выставочного фонда;

расширения сети музеев ДОСААФ России;

изготовления художественных и документальных кинофильмов о деятельности ДОСААФ России;

проведения ежегодных Конкурсов на лучшее журналистское произведение о деятельности ДОСААФ России;

расширения сотрудничества с федеральными и региональными телеканалами с целью создания тематических передач, посвященных вопросам военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки, продвижения информации о деятельности ДОСААФ России в новостные и иные программы;

создания на телеканале «Звезда» и радиостанции «Звезда» передач о деятельности ДОСААФ России;

увеличения присутствия ДОСААФ России в глобальной сети «Интернет», активного использования возможностей блогосферы, форумов, живых журналов, социальных сетей, размещения короткометражных роликов о деятельности ДОСААФ России на различных информационных порталах, видеоблогах и т.д.;

увеличения тиражей журнала «Военные знания», создания во всех структурах ДОСААФ России музеев, комнат боевой славы, стендов военно-патриотического воспитания;

создания во всех средних, средних специальных и высших учебных заведениях стендов о деятельности ДОСААФ России;

проведения и участия в федеральных, региональных и местных массовых акциях по военно-патриотическому воспитанию, включая авиаперелеты, автопробеги, пешие и лыжные переходы;

проведения во всех субъектах Российской Федерации военно-патриотических игр под эгидой ДОСААФ России, разработки перечня общероссийских игр и соревнований;

учреждения в ДОСААФ России новых памятных дат «День военного автомобилиста ДОСААФ России», «День военного летчика ДОСААФ России» и т.д.;

создания тематических военно-туристических маршрутов по местам Боевой Славы, специализированных военно-спортивных лагерей ДОСААФ России;

организация взаимодействия с производителями компьютерных игр с целью создания специализированных игр, посвященных допризывной подготовке, истории ОСОАВИАХИМ и т.д.;

иных форм и методов информационного обеспечения.

VI. Механизмы реализации Концепции

Реализацию мероприятий Концепции предполагается осуществлять путем:

дальнейшего совершенствования законодательства о деятельности ДОСААФ России, в том числе внесения изменений в Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 1992 N 3266-1 «Об образовании», Федеральный закон от 28 марта 1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные нормативные правовые акты;

анализа опыта реализации федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 года № 973 «Об Общероссийской общественно-государственной организации Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службена период до 2020 г., Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации 2003 г. и Концепции военно-патриотического воспитания молодежи 1998 г., подготовки предложений по их изменению и совершенствованию;

совершенствования правовой базы деятельности ДОСААФ России, путем внесения изменений в Устав ДОСААФ России, иные внутренние правовые акты;

включения мероприятий и задач по военно-патриотическому воспитанию граждан в ДОСААФ России в государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», Программу деятельности ДОСААФ России на период до 2020 года, региональные программы патриотического (военно-патриотического) воспитания граждан, региональные программы подготовки молодежи к военной службе, планы и программы деятельности ДОСААФ России;

определения задачи по военно-патриотическому воспитанию в качестве одного из приоритетов при ежегодном планировании бюджета оборонного общества;

научно-методического обеспечения работы по военно-патриотическому воспитанию в ДОСААФ России, развития научных исследований в данной сфере, введения, начиная с 2011 года, премии ДОСААФ России за лучшие научные разработки по военно-патриотическому воспитанию (лучший учебник, научное пособие, лучшая информационная технология и т.д.);

постоянного мониторинга (через общефедеральные и региональные социологические исследования, работы с призывниками, солдатами и их родителями) морально-психологического настроя отношения к службе в Вооруженных Силах, создание в ДОСААФ России совместно с Комитетами солдатских матерей, другими общественными организациями «Общественного совета ДОСААФ России».

 

VII. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации Концепции

 

Реализацию Концепции планируется осуществить в 4 этапа

На первом этапе (2010 год)будут произведены согласование Концепции со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, принятие Концепции на заседании Бюро Президиума ДОСААФ России.

Предусматривается разработка Программы военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к военной службе  в ДОСААФ России (в качестве составного элемента Программы деятельности ДОСААФ России на период до 2020 года).

Совместно с органами власти субъектов Российской Федерации предполагается разработать типовые региональные программы военно-патриотического воспитания и подготовки молодежи к военной службе, учитывающие требования к регионам по вопросам организации подготовки к военной службе. При разработке указанных программ первоочередное внимание будет уделяться наиболее острым проблемам состояния работы по военно-патриотическому воспитанию в ДОСААФ России, характерным для данного региона. Будет начато согласование данных программ с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Будет начата работа по разработке нормативов (типовых проектов) размещения наглядной агитации в образовательных учреждениях ДОСААФ России, средних, средних специальных и высших учебных заведениях Российской Федерации, разработке совместно с телеканалом «Звезда» и радиостанцией «Звезда», другими общероссийскими и региональными электронными СМИ тематических передач о деятельности ДОСААФ России, издании учебно-методического пособия о мировом и российском опыте организации военно-патриотического воспитания.

Будет разработано Положение о Центрах военно-патриотического воспитания и подготовки к военной службе, начата работа по формированию данных Центров в шести субъектах Российской Федерации (Москва, Республика Мордовия, Архангельская область, Калужская область, Московская область, Тверская область).

В глобальной сети «Интернет» предполагается развернуть активную работу по привлечению молодежи к деятельности ДОСААФ России с использованием современных интернет-технологий и коммуникаций.

Во второй половине 2010 года будет сформирован Общественный совет ДОСААФ России.

В рамках работы по поиску новых форм и методов работы по военно-патриотическому воспитанию будет проведена работа со средними, средними специальными и высшими учебными заведениями по активному вовлечению учащейся молодежи в деятельность ДОСААФ России по военно-патриотическому воспитанию.

Совместно с Русской Православной Церковью, другими традиционными конфессиями будут определены основные направления взаимодействия  с  ДОСААФ  России  (на основании   Соборного   Слова  XIVВсемирного Русского Народного Собора).

Совместно с Всероссийской политической партией «Единая Россия» будет заключено Соглашение о взаимодействии, определены планы и основные направления совместной работы, разработан партийный проект по работе с т.н. «трудной молодежью» «Путевка в небо – путевка в жизнь».

Будут проведены организационно-методические сборы руководителей региональных отделений ДОСААФ России, должностных лиц в субъектах Российской Федерации, отвечающих за военно-патриотическое воспитание.

Будет создан пресс-центр и сформирован пул журналистов, специализирующихся на вопросах военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи.

1 сентября 2010 года для всех учащихся 10-11 классов будет проведен День ДОСААФ России.

На втором этапе (2011-2012 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в ДОСААФ России.

По итогам реализации второго этапа предполагается к 2013 году:

законодательно закрепить статус ДОСААФ России как головного субъекта военно-патриотического воспитания молодежи в Российской Федерации путем внесения изменений в Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», Федеральный закон от 28 марта 1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

начать (на основании опыта 6 пилотных проектов) создание во всех  субъектах Российской Федерации Центров военно-патриотического воспитания и подготовки к военной службе;

охватить деятельностью ДОСААФ России по военно-патриотическому воспитанию большую часть образовательных учреждений среднего, среднего специального и высшего образования;

объединить вокруг ДОСААФ России большую часть общественных организаций, занимающихся военно-патриотическим воспитанием молодежи, отработать организационно-правовые схемы взаимодействия ДОСААФ России с общественными организациями и клубами, занимающимися военно-патриотическим воспитанием;

создать на базе ДОСААФ России общероссийскую сеть поисковых отрядов;

сформировать сеть музеев ДОСААФ, создать во всех образовательных учреждениях ДОСААФ России музейные комнаты;

создать в ДОСААФ России собственную радиостанцию и телестудию;

принять совместно с органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления региональные программы патриотического (военно-патриотического) воспитания и подготовки молодежи к военной службе;

расширить свое присутствие в глобальной сети «Интернет»;

подготовить предложение по созданию в Российской Федерации «Памятника ОСОАВИАХИМОВЦам», погибшим в годы Великой Отечественной войны»;

сформировать в ДОСААФ России научную и учебно-методологическую базу по военно-патриотическому воспитанию молодежи.

Увеличить на 30 % численность членов ДОСААФ России (по сравнению с 2010 годом).

По итогам реализации третьего этапа (2013-2015 годы) предполагается

завершить работу по созданию во всех субъектах Российской Федерации Центров военно-патриотического воспитания  и подготовки к военной службе;

увеличить количество молодежи, желающей служить в Вооруженных Силах в высших учебных заведениях до 60 процентов, средних и средних специальных учебных заведениях - до 80 процентов;

открыть в год 70-летия Великой Победы «Памятник ОСОАВИАХИМОВЦам».

На четвертом этапе (2016-2020 годы) предусматривается завершение создания на базе ДОСААФ России общероссийской системы военно-патриотического воспитания граждан, объединяющей более 70 процентов детей и молодежи в возрасте от 10 до 35 лет.

Основное содержаниеи последовательность определения результатов Концепции включаетв себя следующие моменты:

составление краткого плана анализа состояния военно-патриотического воспитания молодежи и его результатов, разработку методических материалов и документов для его проведения, определение перечня его важнейших направлений, наиболее значительных мероприятий и проблем, которые необходимо исследовать особенно тщательно;

сбор данных (информации) о состоянии военно-патриотического воспитания молодежи и его результатах, об эффективности проводимых мероприятий, об участии в них как организаторов, так и различных категорий детей и молодежи и т.д.;

анализ эффективности работы непосредственных организаторов военно-патриотического воспитания, выполнения ими отдельных задач, конкретных функциональных обязанностей и др.;

анализ и оценку действенности военно-патриотического воспитания с различными категориями, группами молодежи. При этом определяются как количественные (число мероприятий, степень охвата участников, классификация мероприятий по видам и т. д.), так и качественные показатели (эффективность мероприятий, изменение ситуации после их проведения, мероприятия, оказывающие наибольшее формирующее, информационное, мобилизующее и др. воздействие);

определение выводов о состоянии военно-патриотического воспитания молодежи и его оценка, формулирование конкретных задач и мер по его дальнейшему улучшению.

В них отражаются:

общая оценка состояния военно-патриотического воспитания молодежи и достигнутых результатов, их  сравнение с предыдущим периодом  (лучше,  хуже);

степень  соответствия  проводимой работы предъявляемым требованиям, решаемым задачам, имеющимся возможностям; передовые и отстающие в подготовке и проведении основных мероприятий; неиспользованные возможности, средства, упущения, недостатки и т. д.; первоочередные задачи, на выполнение которых необходимо сосредоточить основные усилия.

 

VII. Управление военно-патриотическим воспитанием в ДОСААФ России

 

Управление процессами военно-патриотического воспитания в ДОСААФ России со стороны государства осуществляется органами государственной власти через Наблюдательный совет ДОСААФ России, а органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления - через региональные и местные советы соответствующих отделений ДОСААФ России.

Общее управление и общий контроль за всей деятельностью ДОСААФ России по военно-патриотическому воспитанию осуществляет Председатель ДОСААФ России.

Председатель ДОСААФ России наделяет одного из своих заместителей полномочиями по организации работы по военно-патриотическому воспитанию и определяет соответствующее структурное подразделение в аппарате Центрального совета ДОСААФ России.

Заместитель Председателя ДОСААФ России, наделенный Председателем ДОСААФ России полномочиями по организации работы по военно-патриотическому воспитанию, отвечает также за работу по созданию и функционированию Центров военно-патриотического воспитания и подготовки к военной службе.

На региональном и местном уровнях управление и контроль за деятельностью регионального (местного) отделения ДОСААФ России по военно-патриотическому воспитанию осуществляет руководитель регионального (местного) отделения, который наделяет одного из своих заместителей полномочиями по организации работы по военно-патриотическому воспитанию и определяет соответствующее структурное подразделение в региональном (местном) отделении ДОСААФ России.

 

 

VII. Источники финансирования мероприятий Концепции

 

Для решения задач, поставленных в Концепции, предусматривается обеспечение последовательного и стабильного увеличения расходов на поддержку мероприятий ДОСААФ России по военно-патриотическому воспитанию, в том числе создаваемых Центров военно-патриотического воспитания и подготовки к военной службе.

Финансирование расходов будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований, бюджета ДОСААФ России, а также иных внебюджетных средств.